Живопись Гварди чутко отразила атмосферу последних дней
существования свободной Республики Святого Марка. Пейзажи художника
всегда ассоциируются с ностальгическими чувством ухода в прошлое
славных дней расцвета ее истории и искусства. В них живет романтическое
предчувствие тех больших изменений, которые должен был принести с собой
новый век. Франческо Гварди был современником Каналетто и Беллотто, но
именно ему удалось придать топографически точному пейзажу (ведуте) и
другому традиционному венецианскому пейзажному жанру — каприччо —
характер подлинного пейзажа, приблизиться к созданию
«пейзажа-настроения».
Франческо был сыном живописца Доменико Гварди и младшим
братом известного художника Джованни Антонио Гварди, руководившего
мастерской отца. Семья была родом из области Трентино, но некоторое
время жила в Вене, затем перебравшись в Венецию. В мастерской брата
Франческо помогал выполнять заказы на алтарные образы для церквей,
полотна на исторические и мифологические сюжеты, картины с изображением
цветов в манере венских живописцев, натюрморты с цветами, плодами,
птицами в традиции венецианской живописи рококо, полные жизнерадостной
грации форм и цвета. Значительная часть заказов была связана с
изготовлением копий с полотен известных мастеров Венеции и портретов
французских художников, которые пользовались большим спросом у
коллекционеров.
Одной из наиболее примечательных работ
мастерской Гварди были исполненные в 1749—1752 годах росписи створок
деревянного парапета органа в венецианской церкви Архангела Рафаила. На
них изображены сцены из библейской Книги Товита, где повествуется о
слепом старце Товите и его сыне Товии, отправившемся под
покровительством архангела Рафаила помочь в исцелении отцу. Неизвестно,
исполнена ли эта работа одним Франческо или обоими братьями Гварди, но
созданные на створках органа «чудесные видения» — свидетельства
высочайшего мастерства. Живопись словно вторит его музыке и звучит как
последние уходящие ноты изысканного мира грёз рококо. Сочетание
бравурных длинных и коротких мазков в разработке сочетаний зеленого и
голубого, красного и синего тонов рождает впечатление всполохов пятен
цвета. Но в вихревом движении света и цвета очень тонко выражен язык
жестов и чувств героев.
Ранним подписным произведением Франческо
является изображение аллегорий Веры и Надежды (1747, Сарасота, Музей
Ринглинг). Вера разбрасывает колосья, а Надежда держит якорь и букет
цветов; обе фигуры написаны не в традиции идеализированных образов
барочных аллегорий, а очень конкретно, на фоне морского пейзажа с
дюнами и рыбацкими лодками вдали. Светлый колорит, прозрачный мазок,
спокойные и определенные зоны цвета характеризуют сформировавшуюся
манеру художника.
Вопрос о том, когда и почему Франческо Гварди,
начинавший как мастер исторических композиций, но, возможно, писавший
пейзажи в заказных работах мастерской брата, вдруг в середине 1750-х
годов обратился к ведуте и каприччо, остается загадкой. Интерес к ним
возник в атмосфере Венеции, где высоко ценился этот вид живописи.
Талантливый художник ощутил возможность быть более независимым в выборе
тем, работая для художественного рынка. Его покупателями, как и у
Каналетто, стали главным образом английские коллекционеры.
С большой живописной свободой,
декоративным мастерством и тонкой передачей настроения исполнены ранние
каприччо. Это созданные воображением художника виды с руинами античных
храмов и средневековых замков, дополненные реальными деталями
подлинного пейзажа — фигурами рыбаков у берега, парусниками в море.
Гварди часто изображает бушующее водное пространство. Мазок его точен и
прозрачен в передаче тональных градаций цвета. Передача световоздушной
атмосферы кажется приближенной к наблюдениям естественного состояния
природы.
Площадь Сан Марко в Венеции
В ранних ведутах Гварди часты изображения
ансамбля площадей Сан Марко и Пьяцетты, которые любил писать и
Каналетто. Пространство в этих небольших картинах достаточно четко
поделено на освещенные и затененные зоны. Больше естественности и
свежести привносит в них передача световоздушной атмосферы над водным
бассейном Лагуны.
Во второй половине 1760-х годов художником была создана
серия из двенадцати полотен с изображением празднеств в Венеции в честь
избрания дожем в 1763 году Альвизе IV Мочениго. Гварди написал эти
полотна по гравюрам Дж.Б. Брустолона, в свою очередь исполнившего их с
произведений Каналетто. Однако он привнес в них много фантазии,
стремясь овладеть живописными средствами передачи единства архитектуры,
фигур, водного и воздушного пространств. На полотнах документально
запечатлены различные события — прием дожем послов, отплытие и
возвращение дожа на «Бученторе» из церкви Сан Николо на острове Лидо,
торжественная процессия Corpus domini на площади Сан Марко, коронация
дожа на Лестнице Гигантов Дворца дожей, его пребывание в красивейшей
церкви Венеции Санта Мария делла Салюте. Радостная атмосфера городского
праздника в каждой из картин получает свою определенную эмоциональную
интонацию, так как Гварди колористически передает не просто
театрализованную красочность сцен, а их индивидуальный временный ритм.
Отправление «Бученторо» на остров Лидо. 1766
Прибытие дожа в церковь Санта Мария делла Салюте. 1760-е
Талант Франческо Гварди в наибольшей
степени раскрылся в произведениях 1770—1790-х годов. В эти два
десятилетия он писал парадные ведуты и камерные виды, не оставляя и
жанр каприччо. Излюбленными сюжетами художника становятся изображение
церквей Санта Мария делла Салюте и Сан Джорджо Маджоре. Чуть измененная
точка зрения, за которой следовала передача нового момента освещения,
превращала эти полотна в некую музыкальную тему с вариациями. Не менее
поэтичны поздние каприччи Гварди. Кажется, что в них запечатлены
известные, но на самом деле являющиеся плодом воображения художника
уголки города — маленькие площади с церквами или фантастическими
постройками, дворики, узкие улочки. Вид на них открывается сквозь
старые, поросшие растениями арки, с висящими в их пролетах фонарями.
Рядом с фигурами горожан — Пульчинеллы, участвующие во всем
происходящем. Сочетание воображаемого и реального придает очарование и
волшебство маленьким каприччи Гварди, исполненным в теплой
коричнево-золотистой гамме с тонким чувством декоративности и
живописности. И словно отвечая музыкальному термину, от которого
произошло название венецианского живописного каприччо, также созданного
в порыве свободного полета фантазии, звучит в них, подобно музыке,
элегический настрой.
Дамский концерт в честь графов Северных. Ок. 1782
В 1784 году Гварди стал членом
венецианской Академии, удостоившись этого звания лишь в 72 года. В 1782
году ему была заказана серия картин, посвященных торжественным событиям
в жизни Венеции — приезду наследника русского престола цесаревича Павла
с супругой под именем графов Северных ("Вечер в театре Сан Бенедетто",
Париж, частное собрание; "Дамский концерт в честь графов Северных", ок.
1782, Мюнхен, Старая пинакотека). Историческую хронику художник
превращает в этих сценах в чудесную красочную феерию, опоэтизированный
рассказ о жизни Венеции.
Пожар в квартале Сан Маркуола 1789—1790
Особое место в творчестве Гварди занимают
его поздние работы 1780—1790-х годов «Вид лагуны» (Серая лагуна, Милан,
Галерея Польди-Пеццоли), «Рио деи Мендиканти» (Бергамо, Академия
Каррара), «Пожар в квартале Сан Маркуола» (Мюнхен, Старая пинакотека).
Они подводят итог его деятельности, начатой работой в ведуте и каприччо
и закончившейся созданием этих подлинных шедевров пейзажной живописи. В
маленьком полотне Рио деи Мендиканти запечатлен тихий уголок города,
носящий название «набережная нищих». Ощущение медленного ритма жизни
этого квартала бедняков и бесконечного пространства лагуны,
раскрывающейся за аркой мостика, передано с нотой грусти. В этом
камерном пейзаже проявились новое и более эмоционально тонкое видение
художником Венеции. В Виде лагуны (Серая лагуна) огромное водное
зеркало, светлое небо и розовеющие в солнечных лучах городские
постройки у горизонта вызывают чувство необычайного простора. Далекое и
близкое переданы с удивительной живописной свободой средствами
тонального колорита. Это полотно, как и Рио деи Мендиканти, рождает
элегическое настроение, ассоциируясь в восприятии XIX столетия с
романтической ностальгией по последним годам уходящего века и образу
Венеции, все более превращающейся в мечту, несбыточную грезу. К
подобной передаче натуры будут стремиться пленэристы XIX столетия, для
которых искусство Франческо Гварди станет наивысшим образцом среди
мастеров венецианского пейзажа.
|