В блестящей плеяде мастеров импрессионистического
пейзажа Сислей занимает особое место. Его полотна, возможно, самые
изысканные по цвету, самые поэтичные, в то же время скромны по мотиву.
Художник не стремится поразить наше воображение, его голос не громок,
но он всегда хочет сказать зрителю что-то важное, к чему стоит
прислушаться, точнее присмотреться.
Городок Вильнёв-ла-Гаренн на Сене. 1872
По темной земле скользят пятна солнечного
света, сквозь прозрачную листву видны плывущие по небу легкие белые
облака, в реке мерцают отражения домиков на другом берегу — розовых,
голубых, палевых, прихотливо вьются протоптанные к воде тропинки
("Городок Вильнёв-ла-Гаренн на Сене", 1872, Санкт-Петербург,
Государственный Эрмитаж). Перед нами доброжелательный, исполненный
покоя и тонкой красоты мир. Палитра художника многоцветна, но все цвета
гармонично сочетаются друг с другом, каждый цвет разработан до
тончайших оттенков. Пейзаж наполнен воздухом и светом — передний план в
глубокой тени, от этого еще ярче сияет противоположный солнечный берег.
Полотна Сислея хочется подолгу, не
торопясь рассматривать, войти в его поэтический мир; они вносят в душу
умиротворение, равновесие чувств. Они словно говорят зрителю: какие бы
несообразности ни творились на земле, есть нечто более великое и вечное
— чудо природы, чудо самой жизни.
Пшеничное поле в Аржантее. 1873
Сислей — импрессионист, но система
раздельных мазков, метод, индивидуальная творческая манера художника не
подавляет природы. Взгляд, прежде всего, поддается очарованию
выбранного им уголка как частицы огромного мира: "Вдохнуть жизнь в
произведение искусства… — цель каждого художника, достойного этого
имени… Но эту жизнь может вдохнуть в картину только взволнованность ее
творца, и именно она волнует зрителя", — говорил Сислей.
Баржи на канале Сен-Мартен в Париже. 1870
По происхождению Альфред Сислей
англичанин, однако большую часть жизни он провел во Франции. Поступив в
мастерскую академика Глейра, он знакомится здесь с Моне, Базилем,
Ренуаром, будущими импрессионистами, участвует в их выставках.
Ранние произведения Сислея несколько темноваты по цвету,
однако после работы на пленэре вместе с Моне, Ренуаром его палитра
заметно светлеет. Он приобщается к системе импрессионистов, но
использует их приемы более сдержанно. Мир Сислея человечен и, казалось
бы, прост — среди архитектурных чудес шумной столицы художник выбирает
небольшую пристань: у причала покачиваются небольшие суда, в канале
переливается и мерцает вода, гнутся под порывами ветра деревья,
копошатся грузчики, бредут прохожие ("Баржи на канале Сен-Мартен в
Париже", 1870, Винтертур, Фонд О. Рейнхардта).
В молодости Сислей был материально
обеспечен, но после разорения отца, он со своей семьей жил лишь на то,
что давала продажа картин. Художник перебирается из Парижа в Лувесьенн,
живет в Аржантее, Море-сюр-Луэне ("Мороз в Лувесьенне", 1873, Москва,
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина; "Лувесьенн, дорога на
Севр", 1873, Париж, Музей Орсэ; "Лувесьенн осенью", 1873, Токио,
частное собрание; "Лувесьенн зимой", 1874, Вашингтон, частное
собрание). Он создает серии картин, передавая уют небольшого городка,
его тихие улочки. Простые по мотиву полотна разнообразны по цветовому
решению, в них проявляется декоративный талант Сислея, его мастерство
композиции, лиризм, искренность. Каждый пейзаж отмечен особым
настроением: то созерцательно-задумчивым, то тревожным.
Наводнение в Пор-Марли. 1876
В 1876 году мастер пишет один из своих
шедевров — "Наводнение в Пор-Марли" (Париж, Музей Орсэ). Здесь
царствуют две стихии — вода и небо. Простор неба отражается в
сверкающей серебристыми бликами реке. "Небо… сообщает всему движение…
Может ли быть что-либо более волнующее, чем небо, которое мы видим
летом… с разгуливающими по нему белыми облаками. Сколько движения,
сколько жизни! Оно, как морская волна, ...влечет нас. Но есть и другое…
— вечернее небо… облака постепенно исчезают, гаснут. Это небо более
меланхоличное, более нежное. И я особенно люблю его" ("Закат солнца.
Море-сюр-Луэн", 1889, Париж, бывшее собрание Дюран-Рюэля).
В отличие от большинства импрессионистов,
его товарищей, добившихся со временем признания и материальной
обеспеченности, Сислей до конца дней не сумел достичь всего этого. Его
тонкую, изысканную живопись при жизни оценили лишь подлинные знатоки.
Слава пришла к нему только после смерти. Художник не
писал прославленных архитектурных ансамблей, знаменитых соборов —
скромные по мотиву, написанные с безупречным вкусом, чувством меры,
духовностью и неуловимым аристократизмом пейзажи Альфреда Сислея вошли
в сокровищницу вечных художественных ценностей — он один из наиболее
сильных и тонких колористов в искусстве XIX столетия.
|