Доменико Морелли принадлежит одно из значительных мест в
искусстве Италии XIX века. Он родился в Неаполе и сформировался в кругу
мастеров школы Позилиппо, усвоив их метод работы на пленэре. В юности
Морелли был убежденным сторонником взглядов Дж. Мадзини, верил в идею
всеобщего духовного братства на земле. Ему были близки и
религиозно-нравственные мысли итальянских революционеров. Морелли был
высокообразованным и разносторонне одаренным человеком, пользовался
большим заслуженным уважением среди современников. Он написал книгу
воспоминаний и труд о неаполитанской школе живописи, работал в области
театральной декорации, создавал станковые полотна на сюжеты из
произведений А. Мандзони, Байрона, Шекспира, эскизы для алтарных
композиций, и в 1890-е годы даже исполнил вместе с учениками эскизы для
мозаики собора в Амальфи.
Тассо читает поэму двум Элеонорам. 1865
Морелли начинал как исторический
живописец. В манере академической исторической картины исполнены его
работы на сюжеты из литературных произведений ("Герцог Лара и его паж",
1860—1861; "Тассо читает поэму двум Элеонорам", 1865, обе — Неаполь,
Галерея Каподимонте) и национальной истории ("Цезарь Борджа при осаде в
Капуа", частное собрание). В манере академической живописи трактуется
художником и сцена на сюжет из христианской истории в полотне
«Христианские мученики, несомые ангелами на небо» (1848, Неаполь,
Галерея Каподимонте).
В 1850 году, впервые посетив Флоренцию, Морелли
сблизился с группой мастеров Тосканы, которые в 1861 году создали
художественно-выставочное объединение «Школа Маккьяйоли».
Одной из первых принесших художнику
известность работ было полотно «Иконоборцы» (1855, Неаполь, Галерея
Каподимонте). Сюжет из истории народного движения XVI века в
Нидерландах был приближен художником к событиям современной
национальной истории. Закутанные в темные плащи фигуры иконоборцев
больше напоминают итальянских карбонариев, носивших такие же накидки и
собиравших в церквях на тайные сборища вент.
В начале 1860-х годов, после второй поездки во
Флоренцию, Морелли обратился к манере живописи цветовым пятном, в
который были созданы небольшие пейзажи и картины с фигурами в пленэре.
По образу «школы маккьяйоли» Морелли создал группу художников, дав ей
название «Республика Портичи», так как входившие в нее живописцы (не
только Неаполя) работали в селениях Портичи и Резина.
Интересной стороной творчества Морелли являлась его
работа в театре в 1870—1880-е годы. Им были осуществлены декорации к
операм Дж. Верди Макбет, Набукко, Эрнани, Отелло. Морелли был
музыкально одаренным человеком, прекрасно чувствовал и понимал музыку.
Христианские мученики, несомые ангелами на небо. 1848
В 1870-е годы художник был уже известен;
посетить его мастерскую считалось большой честью. В 1878 году в ней
побывали В.Д. Поленов и И.Е. Репин. Последний писал о Морелли, что это
«простой, симпатичный человек, с виду очень похож на персианина —
черный как смоль... теперь он пишет Христа с толпой народа в Галилее».
Над серией полотен на евангельскую тему Морелли начал работать в 1870-е
годы. В этот период как и многие его товарищи по борьбе, он остро
переживал кризис идеалов Рисорджименто. Как и Мадзини, он мечтал о
гарибальдийской «третьей» Италии, которая могла бы вернуть себе славу,
завоеванную в эпохи античности и Возрождения.
Мучения Святого Антония. 1870-е
В полотнах евангельской серии ("Осмеянный
Христос", "Поверженный Христос", "Христос, успокаивающий бурю",
"Христос в пустыне", все — Рим, Национальная галерея современного
искусства) Морелли воплотил размышления о волновавшем его «крестном
пути» итальянской демократической интеллигенции, о несовершенстве
созданного в ходе этой борьбы общества. «Искусство должно изображать
фигуры существующие, созвучные своему времени», — писал художник. В
образе Христа, «человека из Назарета», Морелли стремился передать не
только «личное», соотнося жизнь Спасителя с образами современников, но,
говоря словами Мадзини, «коллективное», подразумевая под этим весь
человеческий род в его движении к вечной истине. В придании
евангельским сценам современного конкретно-исторического подтекста роль
Морелли была новаторской. Для написания полотен этого цикла Морелли
ездил в Палестину, где на натуре исполнял в манере живописи цветовом
пятном пейзажные эскизы, продолжив пленэрные поиски 1860-х годов.
Портрет Луизы Руджиеро. 1880-е
Живописный талант художника раскрылся и в
его портретах художника Бернардо Челентано (1859), Луизы Руджиеро
(1880-е), Вирджинии Виллари (1882, все — Рим, Национальная галерея
современного искусства).
Художник писал и произведения во вкусе салонной живописи
— жанровые костюмированные сцены на литературные сюжеты или связанные с
восточной экзотикой ("Помпеянские бани", 1861; "Суламифь", 1901, обе —
Рим, Национальная галерея современного искусства), не лишенные эротики
и натурализма. Эта его «вторая манера» была связана с вынужденной
коммерческой деятельностью.
Портрет художника Бернардо Челентано. 1859
Доменико Морелли был художником и
деятельной личностью. Он сумел выразить историческое содержание эпохи
Рисорджименто, поставившей перед людьми творческой профессии вопрос о
нравственной миссии художника. Главной мечтой Морелли было, чтобы его
искусство «послужило стимулом для молодых». В силу своего
романтического видения мира он не стал к концу жизни веристом, но его
историческая живопись и пленэрные поиски были высоко оценены
последующими поколениями мастеров.
|