Андо Хиросигэ — наиболее известный и талантливый
представитель последнего этапа развития японской гравюры на дереве
направления укиё-э, пейзажист. Подобно старшему современнику Хокусаю,
Хиросигэ жил и работал в японской столице Эдо (современный Токио).
Испытав на раннем этапе влияние этого великого мастера, он сумел
преодолеть его и создать свою неповторимую творческую манеру.
Творчеству этих двух крупнейших мастеров сопутствовали большие перемены
в японской гравюре XIX века. Благодаря их деятельности искусство
гравюры пережило еще один высокий подъем, связанный с расцветом жанра
пейзажа. Природа, занимавшая в средневековом искусстве Японии важнейшее
место, в японской гравюре XVII—XVIII веков как бы оставалась вне поля
зрения художников. В графических сериях, посвященных быту, занятиям и
развлечениям горожан, она почти не изображалась, а скромные пейзажные
мотивы служили лишь эмоциональным дополнением. Хокусай, а следом за ним
и Хиросигэ сумели вновь открыть и передать людям красоту японской
природы. По-разному осмысляя ее эстетические качества, каждый из них
создал образ своей страны, определивший целую эпоху в истории укиё-э.
По-разному сложились и судьбы мастеров. Хокусай создал свои лучшие
работы, когда ему было за шестьдесят лет, Хиросигэ стал на
самостоятельный путь уже к тридцати пяти годам. Однако присущая
Хиросигэ индивидуальная творческая манера и особенности его
эстетического восприятия мира сложились далеко не сразу.
Оставшись в тринадцатилетнем возрасте
сиротой, Хиросигэ, с детства увлекавшийся живописью, уже в пятнадцать
лет поступил учеником в мастерскую графика Утигава Тоёхиро (1773 —
1828), чья мягкая живописная манера соответствовала темпераменту
молодого художника. В 1812 году он получил диплом художника, но до
самой смерти Тоёхиро продолжал работать в его мастерской, копируя его
произведения в жанрах «бидзин-га» (красавицы) и «якуся-э» (портреты
актеров). В соответствии с модой времени Хиросигэ на раннем этапе своей
творческой деятельности сам пробовал свои силы в наиболее популярных
жанрах: исторических и театральных сценах, портретах обитательниц
веселых домов Ёсивара. После смерти учителя основной темой гравюр
Хиросигэ, увлеченного творчеством Хокусая, стали виды японской столицы
Эдо. Но в отличие от Хокусая с его величественными, исполненными мощной
жизненной силы пейзажами Хиросигэ привлекала поэтичность и задушевность
природы его небольшой страны.
Прогуливающиеся около вишневого дерева. Из серии «Десять видов восточной столицы». Ок. 1834—1835
Выпущенная в 1827 году серия из десяти
листов «Десять видов восточной столицы» стала новым и важным этапом в
жизни мастера. Она привлекла внимание горожан своим живым и
эмоциональным видением мира, новизной перспективных решений,
проявляющихся в любви к асимметрии композиции, умении уловить гармонию
жизни природы.
Тростник под снегом и дикая утка. 1832—1834
1830-е годы стали временем яркого
расцвета таланта мастера. В это время он полностью отдается новым темам
— пейзажу и изображению природы в жанре «цветы—птицы». В них во всей
полноте проявилось стремление художника показать особенности японской
природы, ее камерность и живописность. Он любуется причудливыми скалами
и водопадами, стремится передать красоту ночной тиши, яркость полной
луны и молодого месяца, выплывающего из-за скал (серия «Двадцать восемь
видов луны», 1832), находит очарование в засыпанных снегом цветах
("Воробьи над покрытой снегом камелией"), насыщает свои произведения
характерной для японской поэзии идеей одиночества и заброшенности.
Китайская сорока на ветке цветущей вишни. 1830—1844
Наряду с работой над серией «цветы—птицы»
Хиросигэ продолжает развивать свое понимание городского пейзажа. В
созданной им серии «Виды восточной столицы» Хиросигэ предстает
замечательным мастером композиции, которая приобретает особую четкость.
Виды города, показанные им, основаны на острых контрастах крупных
архитектурных форм, например, направленных по диагонали в глубь листа
арочных деревянных мостов и маленьких строений, приютившихся у воды.
Так, мощные балки моста в гравюре «Луна из-под моста Рёгёку» как бы
служат обрамлением тихого ночного пейзажа с выплывающей в небо огромной
луной. В изображении видов столицы Эдо Хиросигэ чрезвычайно
многообразен. Через полет журавлей, через цветение вишни он открывает
красоту мира, любуется тем, что видит перед собой, давая зрителям
возможность насладиться по-новому увиденным зрелищем его любимых мест.
Скалы над озером Хаконэ. Вид на озеро. Из серии «Пятьдесят три станции дороги Токайдо. Ок. 1833—1834
Виртуозно используя технику тиснения и
раската, Хиросигэ добивался передачи зыбких, преходящих состояний
природы, атмосферных эффектов — снега, тумана, закатного неба.
Хиросигэ много путешествовал по Японии. В результате его
поездок родились многочисленные пейзажные серии. Наибольшую славу из
них ему принесла серия «Пятьдесят три станции дороги Токайдо»
(1833—1834), со всей полнотой и достоверностью запечатлевшая
разнообразные виды японской провинции. Восточно-приморский тракт
Токайдо, соединивший две столицы — Эдо и древний Киото, был самой
оживленной дорогой Японии. Путь был не близкий, и для церемониального
кортежа самураев, к которому присоединился Хиросигэ, он длился более
двух недель. Во время путешествия художник зарисовывал все, что видел:
крестьян, работающих на рисовых полях, рыбаков на реке, паломников,
синтоистские храмы. Но главное — его внимание привлекала природа
Японии, представшая перед ним во все своем многообразии. В беспрерывно
меняющихся видах, в оттенках синих, белых, красных и коричневых красок,
во всей полноте раскрылся его талант колориста и рисовальщика. С
исключительным мастерством воссоздает Хиросигэ туманную атмосферу
раннего утра в листах, где изображен отъезд путешественников из святыни
Мисима. Здесь постепенные переходы цвета от более темного к более
светлому в сочетании с четкой линейностью первого плана создают
ощущение пространственной глубины. С удивительной достоверностью и
мягким лиризмом изображает мастер занесенную снегом деревушку Камбаре,
ее притихшую улицу и запоздалых путников, укрывающихся от снега
зонтами. Примечательно, что Хиросигэ часто изображает переходное
состояние природы, движение стихий. Так, в листе "Ливень в Сёно" он
показывает внезапно обрушившиеся на землю косые потоки, сквозь которые
едва проглядываются пригнувшиеся ветки деревьев, молодые поросли
бамбука, полускрытые стеной дождя. Застигнутые бурей путники бегут по
склону, с трудом преодолевая ветер. Весь пейзаж пронизан чувством
напряженности, а сама буря воспринимается мастером как живое дыхание
жизни.
После выхода в свет серии гравюр о дороге
Токайдо Хиросигэ завоевал широкое признание горожан. Обретенная слава
вдохновила его на создание многих новых блестящих работ, таких, как
серия «Восемь видов провинции Оми» (1832—1834) и «Виды Киото» (1834),
которые также явились результатом путешествия художника в старую
столицу. Восхищение Хиросигэ жизнью Киото сказалось в поэтизации
обыденных сцен, запечатленных на фоне природы. Цветущие вишни, старые
сосны, храмы под снежным покровом — основные мотивы его гравюр. За свою
жизнь Хиросигэ создал несколько тысяч пейзажных листов. В них
отразились присущая японцам тонкость восприятия природы, чувство
неразрывного родства с ней. Вместе с тем искусство Хиросигэ связало
многовековую художественную традицию и с современным творчеством,
сделало ее живой и понятной для людей конца XIX — XX столетий. Оно
помогло многим европейским художникам по-новому увидеть красоту жизни.
|