Пятница
17.05.2024
02:26
Категории раздела
Художники [65] Неосюрреализм [0]
Сюрреализм [1] Импрессионизм [1]
Статьи об искусстве [4] Живопись 1920-1930 годов [10]
Реклама
Календарь
«  Декабрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Статистика
Поиск

Art To Art

Энциклопедия

Главная » 2008 » Декабрь » 29 » Андо Хиросигэ (1797 — 1858)
Андо Хиросигэ (1797 — 1858)
21:53

Андо Хиросигэ — наиболее известный и талантливый представитель последнего этапа развития японской гравюры на дереве направления укиё-э, пейзажист. Подобно старшему современнику Хокусаю, Хиросигэ жил и работал в японской столице Эдо (современный Токио). Испытав на раннем этапе влияние этого великого мастера, он сумел преодолеть его и создать свою неповторимую творческую манеру. Творчеству этих двух крупнейших мастеров сопутствовали большие перемены в японской гравюре XIX века. Благодаря их деятельности искусство гравюры пережило еще один высокий подъем, связанный с расцветом жанра пейзажа. Природа, занимавшая в средневековом искусстве Японии важнейшее место, в японской гравюре XVII—XVIII веков как бы оставалась вне поля зрения художников. В графических сериях, посвященных быту, занятиям и развлечениям горожан, она почти не изображалась, а скромные пейзажные мотивы служили лишь эмоциональным дополнением. Хокусай, а следом за ним и Хиросигэ сумели вновь открыть и передать людям красоту японской природы. По-разному осмысляя ее эстетические качества, каждый из них создал образ своей страны, определивший целую эпоху в истории укиё-э. По-разному сложились и судьбы мастеров. Хокусай создал свои лучшие работы, когда ему было за шестьдесят лет, Хиросигэ стал на самостоятельный путь уже к тридцати пяти годам. Однако присущая Хиросигэ индивидуальная творческая манера и особенности его эстетического восприятия мира сложились далеко не сразу.

Ирисы в Хорикири
Ирисы в Хорикири

Оставшись в тринадцатилетнем возрасте сиротой, Хиросигэ, с детства увлекавшийся живописью, уже в пятнадцать лет поступил учеником в мастерскую графика Утигава Тоёхиро (1773 — 1828), чья мягкая живописная манера соответствовала темпераменту молодого художника. В 1812 году он получил диплом художника, но до самой смерти Тоёхиро продолжал работать в его мастерской, копируя его произведения в жанрах «бидзин-га» (красавицы) и «якуся-э» (портреты актеров). В соответствии с модой времени Хиросигэ на раннем этапе своей творческой деятельности сам пробовал свои силы в наиболее популярных жанрах: исторических и театральных сценах, портретах обитательниц веселых домов Ёсивара. После смерти учителя основной темой гравюр Хиросигэ, увлеченного творчеством Хокусая, стали виды японской столицы Эдо. Но в отличие от Хокусая с его величественными, исполненными мощной жизненной силы пейзажами Хиросигэ привлекала поэтичность и задушевность природы его небольшой страны.

Прогуливающиеся около вишневого дерева. Из серии «Десять видов восточной столицы». Ок. 1834—1835
Прогуливающиеся около вишневого дерева. Из серии «Десять видов восточной столицы». Ок. 1834—1835

Выпущенная в 1827 году серия из десяти листов «Десять видов восточной столицы» стала новым и важным этапом в жизни мастера. Она привлекла внимание горожан своим живым и эмоциональным видением мира, новизной перспективных решений, проявляющихся в любви к асимметрии композиции, умении уловить гармонию жизни природы.

Тростник под снегом и дикая утка. 1832—1834
Тростник под снегом и дикая утка. 1832—1834

1830-е годы стали временем яркого расцвета таланта мастера. В это время он полностью отдается новым темам — пейзажу и изображению природы в жанре «цветы—птицы». В них во всей полноте проявилось стремление художника показать особенности японской природы, ее камерность и живописность. Он любуется причудливыми скалами и водопадами, стремится передать красоту ночной тиши, яркость полной луны и молодого месяца, выплывающего из-за скал (серия «Двадцать восемь видов луны», 1832), находит очарование в засыпанных снегом цветах ("Воробьи над покрытой снегом камелией"), насыщает свои произведения характерной для японской поэзии идеей одиночества и заброшенности.

Китайская сорока на ветке цветущей вишни. 1830—1844
Китайская сорока на ветке цветущей вишни. 1830—1844

Наряду с работой над серией «цветы—птицы» Хиросигэ продолжает развивать свое понимание городского пейзажа. В созданной им серии «Виды восточной столицы» Хиросигэ предстает замечательным мастером композиции, которая приобретает особую четкость. Виды города, показанные им, основаны на острых контрастах крупных архитектурных форм, например, направленных по диагонали в глубь листа арочных деревянных мостов и маленьких строений, приютившихся у воды. Так, мощные балки моста в гравюре «Луна из-под моста Рёгёку» как бы служат обрамлением тихого ночного пейзажа с выплывающей в небо огромной луной. В изображении видов столицы Эдо Хиросигэ чрезвычайно многообразен. Через полет журавлей, через цветение вишни он открывает красоту мира, любуется тем, что видит перед собой, давая зрителям возможность насладиться по-новому увиденным зрелищем его любимых мест.

Скалы над озером Хаконэ. Вид на озеро. Из серии «Пятьдесят три станции дороги Токайдо. Ок. 1833—1834
Скалы над озером Хаконэ. Вид на озеро. Из серии «Пятьдесят три станции дороги Токайдо. Ок. 1833—1834

Виртуозно используя технику тиснения и раската, Хиросигэ добивался передачи зыбких, преходящих состояний природы, атмосферных эффектов — снега, тумана, закатного неба.

Хиросигэ много путешествовал по Японии. В результате его поездок родились многочисленные пейзажные серии. Наибольшую славу из них ему принесла серия «Пятьдесят три станции дороги Токайдо» (1833—1834), со всей полнотой и достоверностью запечатлевшая разнообразные виды японской провинции. Восточно-приморский тракт Токайдо, соединивший две столицы — Эдо и древний Киото, был самой оживленной дорогой Японии. Путь был не близкий, и для церемониального кортежа самураев, к которому присоединился Хиросигэ, он длился более двух недель. Во время путешествия художник зарисовывал все, что видел: крестьян, работающих на рисовых полях, рыбаков на реке, паломников, синтоистские храмы. Но главное — его внимание привлекала природа Японии, представшая перед ним во все своем многообразии. В беспрерывно меняющихся видах, в оттенках синих, белых, красных и коричневых красок, во всей полноте раскрылся его талант колориста и рисовальщика. С исключительным мастерством воссоздает Хиросигэ туманную атмосферу раннего утра в листах, где изображен отъезд путешественников из святыни Мисима. Здесь постепенные переходы цвета от более темного к более светлому в сочетании с четкой линейностью первого плана создают ощущение пространственной глубины. С удивительной достоверностью и мягким лиризмом изображает мастер занесенную снегом деревушку Камбаре, ее притихшую улицу и запоздалых путников, укрывающихся от снега зонтами. Примечательно, что Хиросигэ часто изображает переходное состояние природы, движение стихий. Так, в листе "Ливень в Сёно" он показывает внезапно обрушившиеся на землю косые потоки, сквозь которые едва проглядываются пригнувшиеся ветки деревьев, молодые поросли бамбука, полускрытые стеной дождя. Застигнутые бурей путники бегут по склону, с трудом преодолевая ветер. Весь пейзаж пронизан чувством напряженности, а сама буря воспринимается мастером как живое дыхание жизни.

После выхода в свет серии гравюр о дороге Токайдо Хиросигэ завоевал широкое признание горожан. Обретенная слава вдохновила его на создание многих новых блестящих работ, таких, как серия «Восемь видов провинции Оми» (1832—1834) и «Виды Киото» (1834), которые также явились результатом путешествия художника в старую столицу. Восхищение Хиросигэ жизнью Киото сказалось в поэтизации обыденных сцен, запечатленных на фоне природы. Цветущие вишни, старые сосны, храмы под снежным покровом — основные мотивы его гравюр. За свою жизнь Хиросигэ создал несколько тысяч пейзажных листов. В них отразились присущая японцам тонкость восприятия природы, чувство неразрывного родства с ней. Вместе с тем искусство Хиросигэ связало многовековую художественную традицию и с современным творчеством, сделало ее живой и понятной для людей конца XIX — XX столетий. Оно помогло многим европейским художникам по-новому увидеть красоту жизни.

Категория: Художники | Просмотров: 1149 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]