Поль Ипполит Деларош играл видную роль в исторической
живописи XIX столетия, хотя оценка творчества мастеров так называемой
салонной живописи, к которым он принадлежал, претерпевала изменения.
Произведения Делароша постоянно появлялись на выставках в парижских
Салонах, и современная критика тоже по-разному оценивала их. «Этот
художник добился мировой славы, имея талант, но, не будучи наделен
подлинной поэзией, вдохновением, не имея стиля», — писали о нем во
Франции. Однако Деларош был известен в Европе, его полотна
демонстрировались на международных выставках, а в 1856 году в Париже
состоялась его большая ретроспективная персональная экспозиция. Их
знали и в России, так как к его живописи проявляли интерес русские
мастера, отправлявшиеся для усовершенствования в Европу, а в 1860 году
большой успех имело его историческое полотно Кромвель у гроба Карла I,
выставленное в помещении петербургского Общества поощрения художников.
Тем не менее как представитель исторической живописи
позднего европейского романтизма 1830—1840-х годов, получившего
название «стиль трубадур», Деларош представлял интерес для европейских
мастеров последующего времени. К его искусству было обращено внимание
К. Флавицкого, М. Фортуни, В. Якоби, Д. Морелли и многих других
живописцев.
Роспись амфитеатра Национальной школы изящных искусств. 1837
Деларош родился в семье парижского
коллекционера и эксперта живописи, его брат, ученик Э. Делакруа,
посоветовал ему оставить пейзаж и заняться исторической живописью. В
Академии художеств Парижа в 1817 году Деларош выиграл «Римскую премию»
по классу пейзажа, но затем все же увлекся историческим жанром и стал
брать уроки у прославленного Ж.А. Гро. К началу 1830-х годов он уже
получил признание, став в 1832 году профессором Школы изящных искусств.
Его постоянным покровителем стал Т. Жерико, которому нравились работы
Делароша на романтические исторические и литературные сюжеты. Поездки в
Италию в 1834 и 1843 годах позволили познакомиться с классическим
наследием, обогатили технические возможности художника, способного
чутко воспринимать и трансформировать понравившиеся ему приемы других
мастеров.
Смерть Елизаветы, королевы Англии, в 1603 году. 1828
Как и другие живописцы-романтики, Деларош
писал картины на сюжеты из истории Франции. В английской истории его
привлекала эпоха Стюартов, время драматических историй Марии Стюарт,
Ричарда III, Эдуарда IV. Он любил воспроизводить сцены из трагедий
Шекспира, высоко ценимого романтиками за изображение естественных и
сильных человеческих чувств, эпизоды из жизни великих людей. Его
привлекали темы из Средневековья, вдохновлявшего романтиков
прославлением идеалов добродетелей христианства, истории католической
Франции, управляемой властью монарха. Он всегда стремился к исторически
конкретному воспроизведению среды, костюмов, наглядной передаче чувств
персонажей. В его картинах исторические конфликты преломлены сквозь
судьбы исторических личностей. В трагических театральных позах застыли
у фигуры умирающей королевы Англии «Елизаветы ее подданные» (1828,
Париж, Лувр). Деларош умело подчеркивает пафос сцены: фигура последней
представительницы рода Стюартов на горностаевой мантии у подножия трона
выглядит внушительной и трагической, как и сама судьба этой яркой
личности.
Истории рода Стюартов посвящено и полотно
«Дети Эдуарда IV» (1831, Париж, Лувр). Сцена вызывает сентиментальные
чувства, так как сыновьям короля была уготовлена драматическая судьба:
они были убиты регентом, провозгласившим себя Эдуардом V.
Свои картины Деларош писал обычно в благородной
рембрандтовской красно-коричневой гамме, оживляя палитру эффектными
вкраплениями золотисто-желтого или белого.
Излюбленная романтиками тема
противостояния добра и зла звучит в полотне «Молодая мученица» (Париж,
Лувр). Черная тень на скале и образ молодой утопленницы со связанными
руками словно предвосхищают поэтику символистов.
Убийство герцога Гиза. 1853
Характерный пример живописи «стиля
трубадур» — костюмированная сцена «Убийство герцога Гиза» (1853,
Шантийи, Музей Конде) из истории Франции XVI века, переданная со всеми
бытовыми подробностями из жизни главы католической партии в период
гугенотских войн во Франции. Характерной деталью многих полотен
Делароша было изображение маленькой собачки, придававшее бытовой
характер историческим эпизодам. Распластанная фигура одного из
зачинщиков Варфоломеевской ночи и группа встревоженных королевских
подданных воспроизведены с наглядностью, с детальной проработкой
реакции каждого персонажа.
О мастерах круга Делароша, избравших темой своих
произведений историческое прошлое, когда действительность выдвигала уже
новые проблемы современности, метко сказал Шарль Бодлер: «Называть себя
романтиком и систематически глядеть в прошлое — значит противоречить
самому себе». По мироощущению Деларош не был романтиком. Но он, подобно
другим мастерам эпохи, обратился к высоко ценимому романтиками
историческому жанру, достиг в нем определенного мастерства, став одним
из самых ярких мастеров позднего французского романтизма.
|