Четверг
16.05.2024
12:29
Категории раздела
Художники [65] Неосюрреализм [0]
Сюрреализм [1] Импрессионизм [1]
Статьи об искусстве [4] Живопись 1920-1930 годов [10]
Реклама
Календарь
«  Декабрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Статистика
Поиск

Art To Art

Энциклопедия

Главная » 2008 » Декабрь » 29 » Иоганн Фридрих Овербек (1789 — 1869)
Иоганн Фридрих Овербек (1789 — 1869)
21:58

Один из основателей в 1809 году группы художников-назарейцев или «Братства Святого Луки», Овербек в дальнейшем считался его главой. Входившие в братство молодые немецкие и австрийские живописцы избирали для своих станковых полотен и фресковых росписей религиозные сюжеты. Их деятельность была связана с Римом, где они работали в первые два десятилетия XIX века. В искусстве назарейцев нашли выражение раннеромантические тенденции немецкого искусства. В Риме, в эпоху империи Наполеона Бонапарта, творчество назарейцев являлось живым источником новых идей для работавших здесь мастеров различных европейских школ. В позднем неоклассицизме, когда мода на античное наследие начинала постепенно ослабевать, новые предпочтения художники находили в сюжетах из христианской истории, и для романтиков «христианское» в сравнении с «языческим» приобретало все больший авторитет. Поэтому назарейцы ощущали «необходимость Италии» и особенно Рима, где переплетение античного и христианского наследий обретало свой особый колорит.

Портрет художника Франца Пфорра. Ок. 1811
Портрет художника Франца Пфорра. Ок. 1811

Как и другие члены «Братства Святого Луки», Овербек приезжает в Рим, окончив Академию художеств в Вене. Назарейцы, поселившиеся в кельях заброшенного францисканского монастыря Сан Исидоро, сами были ходячими образами христианской истории: в старонемецких костюмах, с длинными волосами, с экзальтированной речью. В своем черном бархатном берете Овербек походил на Рафаэля, который был кумиром назарейцев. После эпохи «великого итальянца» они отвергали весь мир классической живописи. Их увлечением была живопись немецких и итальянских мастеров XIII—XV веков, получившая название «примитива».

Святой Себастьян. 1813—1816
Святой Себастьян. 1813—1816

Назарейцы имели свою эстетическую программу, созданную под влиянием взглядов немецких эстетиков, философов, писателей XVIII столетия. Целью художников было «новое религиозно-патриотическое искусство», что подразумевало следование национальной традиции в русле европейской культуры и возрождение религиозного искусства. Живопись была для них «божественным искусством», «поэзией в форме и цвете». Примирение разума и чувства возможно лишь в живописи, полагали они. Значительная роль придавалась ими рисунку, который был для назарейцев главным средством воплощения «божественной идеи». Овербек, как и другие члены «Братства Святого Луки», был прекрасным рисовальщиком. Однако программное, основополагающее значение имела в их творчестве фресковая живопись, олицетворявшая возрождение национальной традиции.

Виттория Кальдони. 1821
Виттория Кальдони. 1821

Согласно воззрениям Овербека, в искусстве существовали три направления: путь, приближенный к натуре (Дюрер), к идеалу (Рафаэль) и фантазии (Микеланджело). Дюрер и Рафаэль были его кумирами, и проблема соотнесения идеализации и натурности (которая была главной в творчестве мастеров неоклассицизма) оставалась для него, как и для всех назарейцев, актуальной, но существовала уже в романтическом обличье. Работу над живописным произведением назарейцы рассматривали как осуществление некоей «идеи», хотя и утверждали необходимость рисунка с натуры. Причем, в известном выражении Рафаэля — «некая идея» («una certa idea») — был заключен для них особый религиозный смысл.

Италия и Германия. 1811—1812
Италия и Германия. 1811—1812

В раннем полотне Овербека «Италия и Германия» (1811—1812, Мюнхен, Новая пинакотека) две женских фигуры в старонемецком и ренессансном одеяниях на фоне пейзажа олицетворяют традиции, идущие от Дюрера и Рафаэля. В нем художник программно выразил стремление назарейцев к утверждению национального пути в европейском искусстве. Плавный выразительный контур, яркие, но приведенные к гармонии краски, воздушные дали пейзажа указывают на поиск образцов живописных приемов в классическом немецком и итальянском искусстве. Любимым выражением Овербека было: «Модель убивает идею». Его портретные образы всегда соотнесены с неким классическим идеалом. Композиции полотен и их живописное решение строго классичны, изображенные представлены в средневековых или ренессансных одеяниях ("Святое Семейство", 1820, Любек, Музей искусства и истории культуры). Портретируемые изображаются на фоне пейзажа с тонкими деревцами в подражание живописцам Умбрии эпохи Раннего Возрождения. Излюбленный романтиками прием изображения модели в пейзаже обретает у Овербека характер стилизации, но в самой трактовке внутреннего мира портретируемого ощутимы романтические черты ("Автопортрет с Библией", 1809, Любек, Музей искусства и истории культуры). Овербек, подражая Дюреру, любит изображать модели фронтально, в его портретах доминирует линия, а не колорит. Известная римская натурщица Виттория Кальдони позировала художнику в костюме итальянской крестьянки (1821, Мюнхен, Государственное баварское собрание картин). Это портрет «в образе» и в то же время строгое следование не только идеалу, но и натуре.

Овербек принимал участие в обоих крупных фресковых циклах, осуществленных назарейцами в Риме, — в «Каза Бартольди» (1816—1817), где находилась резиденция прусского консула С. Бартольди, и «Казино Массимо» (1818—1828). Во фресках на библейские сюжеты в «Каза Бартольди» Овербеком написаны сцены из жизни Иосифа, обрамленные модным антикизированным в помпеянском стиле орнаментом, которые повествуют о роли божественного провидения и благочестия в человеческой судьбе. Они стилизованы под живопись старых итальянских мастеров (все фрески с 1887 года находятся в Берлине, в Национальной галерее, а картоны к ним — во Франкфурте-на-Майне, в Штеделевском институте искусств). Овербек избирает сюжеты сентиментального содержания ("Продажа Иосифа братьями в рабство)", трактует их повествовательно, выделяя положительных и отрицательных персонажей, наделяя образ Иосифа рафаэлевской мягкой грацией.

Эрминия у пастухов. Фреска «Казино Массимо» на сюжет поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим». 1818—1820
Эрминия у пастухов. Фреска «Казино Массимо» на сюжет поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим». 1818—1820

В «Казино Массимо» в парке виллы князя Карло Массимо, эрудита, знатока античности и коллекционера, Овербеку принадлежат фрески на сюжеты из поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Произведение Тассо, как и поэмы Ариосто и Данте, на сюжеты из которых здесь же были написаны фрески другими членами «Братства Святого Луки», ценились романтиками. Во фресках Овербека сказалось влияние росписей Перуджино и Пинтуриккьо в Ватикане. Виды поэтичного умбрийского пейзажа согласуются с рыцарской тематикой сцен и с естественным окружением парка, панорама которого открывается сквозь окна садового павильона.

Торжество религии в искусствах. 1831—1840
Торжество религии в искусствах. 1831—1840

Глубину религиозного чувства художника передают два наиболее значительных поздних его произведения — фреска «Страшный Суд» (1836—1839, Мюнхен, Людвигскирхе) и полотно «Торжество религии в искусствах» (1831—1840, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Композиция большого станкового полотна уподоблена алтарному образу. В центр Овербек помещает Мадонну и коленопреклоненные фигуры Дюрера и Рафаэля: два художественных кумира назарейцев с почтением, подобно самому художнику, приносят в дар Марии свое полное высоких духовных идеалов искусство.

Метод реконструкции художественного идеала назарейцами отвечал эстетическим требованиям эпохи, в культуре которой параллельно развивались неоклассицизм и романтизм. В ощущении художниками классической традиции Рима и новых романтических веяний, если употребить слова Гёте, ярко соединились «былые переживания с новейшими».

Уверение Фомы
Уверение Фомы
Категория: Художники | Просмотров: 1188 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]