Тёрнер был одной из наиболее ярких фигур в романтической
пейзажной живописи XIX века. Его творчество, чрезвычайно разнообразное
по стилистике, отмечено смелыми, опережавшими свое время поисками и
открытиями. Он начал с традиционных для Англии XVIII века так
называемых топографических пейзажей, главной задачей которых была
точная передача портрета местности. Он работал акварелью, пользуясь
предварительными зарисовками с натуры, которые делал во время своих
пеших и водных путешествий. Тёрнер не получил систематического общего
образования, но в 1789—1793 годах он посещал классы Королевской
академии художеств. Благодаря упорству и трудолюбию художник невероятно
развил наблюдательность и свою феноменальную память, научившись
улавливать эмоционально сложные состояния природы и быстро меняющиеся
светотеневые эффекты. Постепенно его акварели стали включать все больше
элементов «живописного» пейзажа — дикие заросли по берегам рек,
небольшие водопады, руины, — проникнутого тонкими настроениями. Вообще
акварель играла важную роль в творческой судьбе Тёрнера. Подхватив
эстафету у английских мастеров XVIII века, он открыл новые грани и
возможности этого национального вида живописи.
Выросший близ устья Темзы, художник с
детства полюбил море и парусники. Его первая работа маслом — «Рыбаки в
море» (1796, Лондон, Галерея Тейт) — открывает длинную череду картин,
посвященных морской стихии. Уже в этом раннем произведении, выполненном
под сильным влиянием голландской марины XVII века, выделена тема
противоборства человека и природы. Мастер подчеркивает светотеневые
контрасты ночного освещения, дает почувствовать беспредельность мира,
строит композицию на вихрящихся, эллипсоидных элементах.
Дидона строит Карфаген. 1815
В поисках героического образа природы
Тёрнер обращается к опыту классического искусства. Пытаясь соединить
пейзаж с исторической картиной, он вводит в него мифологические
персонажи, как это делали Н. Пуссен и К. Лоррен. Особенно эта тенденция
усилилась после путешествия мастера в 1802 году в Швейцарию. На него
произвело неизгладимое впечатление не только грандиозное величие горной
стихии, но и картины старых мастеров, вывезенные Наполеоном из
завоеванных стран Европы и выставленные в Лувре, где Тёрнер увидел их
во время остановки в Париже. Пик увлечения классицистическим пейзажем
приходится на 1807—1818 годы. Вдохновленный живописью классицизма XVII
века, он создает произведения двух видов. К первому относятся огромные,
предназначавшиеся для академических выставок полотна, в которых
художник пытался поднять пейзаж до уровня «высокого» искусства. Среди
них «Пятая египетская казнь» (ок. 1800, Индианаполис, Музей), «Десятая
египетская казнь» (ок. 1802), «Потоп» (ок. 1805, обе — Лондон, Галерея
Тейт) и, наконец, самая «лорреновская» из его картин — «Дидона строит
Карфаген» (1815, Лондон, Национальная галерея). Большинству холстов
свойственна известная театральность, но вместе с тем и в этих
произведениях ощущается романтическое противостояние мрака и света,
нарушающее классическую гармонию кулисного построения композиции.
Второй тип «лорреновского» пейзажа связан с попыткой трактовать
обыденный ландшафт с позиций «большого» стиля.
Переправа через ручей. 1815
В знаменитой картине «Переправа через
ручей» (1815, Лондон, Галерея Тейт) дан идеализированный образ природы,
основанный на смене кулисно построенных планов с переходом от более
темного переднего плана к высветленным задним. Но и здесь замкнутость
классицистической композиции разрушается извилистой рекой, прорезающей
зелень холмов и уводящей глаз зрителя в безбрежную туманную даль.
Особую перламутровость тёрнеровской палитры определило применение
грунта белого цвета, который стал колористическим камертоном картины,
пронизывая блеклые голубовато-зеленые оттенки куп деревьев и дымчатые
дали. В то же самое время мастер продолжал писать морские пейзажи —
"Мол в Кале" (1803), "Кораблекрушение" (ок. 1805, обе — Лондон, Галерея
Тейт). Его бури и кораблекрушения были призваны выразить идею
«возвышенного и ужасного», очищающего душу через потрясение, вызывая
смятение ума и сердца. Он также продолжал поиски непосредственных
впечатлений от природы в повседневном английском пейзаже и писал
прелестные, то полные мягкого лирического чувства, то внутренне
энергичные акварели. Стремясь постичь тайны постоянной изменчивости
натуры, зависящей от освещения, он пишет этюды облаков, опережая в этом
Констебла.
Улисс и Полифем. Ок. 1829
К концу 1810-х годов искусство Тёрнера
переживает кризис, разрешению которого способствовала поездка в Италию.
Новизна впечатлений, струящийся от жары влажный морской воздух, блеск и
сияние средиземноморского солнца, растворяющие в молочном мареве
контуры окружающего предметного мира, совершили переворот в его
мировосприятии и открыли путь к более поздним живописным открытиям
мастера. Романтическая Венеция покорила его на всю жизнь, заставила
по-иному увидеть собственно английский пейзаж, ее образы возникали в
творчестве художника до конца его дней. Отныне стихия света стала одной
из главных составляющих искусства Тёрнера. В его живописи усиливается
тенденция к высветлению палитры, наметившаяся еще до поездки в Италию,
он все шире использует цветные тени, все чаще работает пятном чистого
тона. Его мазок становится более размашистым, контуры и формы предметов
— неопределенней, часто придавая картинам своеобразную незаконченность
наброска. Художнику все лучше удается передавать движение и
изменчивость природы. Постепенно накапливаясь, эти качества приводят к
перелому в его искусстве 1830-х годов. Этот период творчества Тёрнера
связан с имением Петуорт-Хаус, где он подолгу жил у своего покровителя
лорда Эгремонта. Он любил писать тающие в дымке пейзажи окрестностей
имения, но подлинно новаторским духом проникнуты его жанровые сцены и
интерьеры Петуорта. Залы и комнаты дворца растворяются в стихии света и
цвета, в них нет ни одной сколь-нибудь тщательно выписанной детали, и
вместе с тем они очень узнаваемы. Мастер наделяет их искренней теплотой
чувства, поразительно точно передавая атмосферу полного уюта
гостеприимного дома, подчеркивает его соразмерность человеческому
существу, в отличие от большинства своих произведений, где окружающий
мир противостоит человеку. Особой прелести полны сцены в гостиных —
"Общество в Петуорте" (ок. 1830), "Музыкальная комната в Петуорте" (ок.
1830—1837, обе — Лондон, Галерея Тейт). В последней композиции
вибрирующие потоки красного света и цвета претворяют женские фигурки у
рояля в дивные видения, создавая почти физически ощутимое впечатление
звучащей музыки и воплощая тем самым родство цветовой и музыкальной
полифонии.
Музыкальная комната в Петуорте. Ок. 1830—1837
Последний рейс фрегата «Отважный». 1838
Смелые живописные новации петуортских
вещей Тёрнера повлекли за собой и новое осмысление его излюбленной темы
— морской стихии. На протяжении всей своей творческой жизни художник
шел к пониманию пейзажа как самодостаточного жанра живописи, способного
выражать мысли и чувства, проникать в философские глубины бытия. В
отличие от импрессионистов мастер воплощает непосредственное наблюдение
и впечатление от природы, повинуясь романтическому стремлению к
внутренней правде. Он пишет скорее среду, в которую погружен предметный
мир. И чаще всего эта среда трактована им как стихия или катастрофа —
шторм, дождь, огонь ("Пожар парламента", 1835, Кливленд, Художественный
музей; "Метель на море" (1842, Лондон, Национальная галерея). Предметы
в его картинах окончательно теряют четкость очертаний, превращаясь в
призраки, подчиняющиеся общему водовороту воронкообразных,
спиралевидных композиций. В знаменитой картине «Дождь, скорость и пар»
(1844, Лондон, Национальная галерея) мчащийся с огромной по тем
временам скоростью поезд своим стремительным движением прорезает мглу
дождя и снега, противостоя стихии и вместе с тем почти растворяясь в
ней. Романтические образы Тёрнера рождаются из пульсирующей мощи
красочного слоя. Он почти лепил это красочное месиво, работая
мастихином, а часто просто пальцами, ногтем процарапывая и выскребая
краску. Через стихии воды, земли и воздуха, наконец, стихию красочной
массы на холсте «он возвращается в первобытный хаос». Его живопись,
окрашенная трагическим восприятием мира, приобретает особую магию.
Дождь, скорость и пар. 1844
Тёрнер много размышлял о природе света и
цвета, он живо интересовался достижениями науки, в особенности оптики,
химии и метеорологии. Его внимание привлекала теория цветов Гёте. Свои
взгляды на историю и принципы пейзажной живописи он изложил в одной из
лекций, прочитанных в Королевской академии художеств, членом которой он
состоял с 1802 года, а профессором был с 1808 по 1828-й. Тёрнер прожил
долгую жизнь. Он пользовался славой, хотя не был до конца понят и
принят своими современниками.
|