Знаменитый японский живописец и график Китагава Утамаро
жил и работал в столице Эдо (современный Токио). Именно здесь в конце
XVII—XVIII веках расцвело принципиально новое, противостоящее
официальным канонам и полностью ориентированное на вкусы и интересы
горожан направление «укиё-э» (картины повседневного мира), отражающее
жизнь обитателей Эдо, изображающее сцены спектаклей театра Кабуки,
портреты актеров, ремесленников за работой. Принципы укиё-э достигли
наиболее полного выражения в цветной гравюре на дереве. В ней отражался
быт городского люда, фиксировались его будничные занятия. С поисками
более тонкого раскрытия эмоционального мира человека связано усложнение
технических приемов ксилографии уже в XVIII веке. Сложился жанр
«бидзин-га» (красавицы), в котором художники стремились выявить
различные типы красоты гейш, обитательниц «веселых кварталов».
Утамаро внес в технику ксилографии
усовершенствования и обогатил цветовую палитру японской гравюры, выявив
множество нюансов в характеристике человеческих эмоций. Часто для
изображения одной детали он употреблял несколько десятков досок. Начав
с работ, носящих характер подробных натурных штудий, таких как альбомы
«Книга насекомых», «Песни раковин» (1780), он обратился к жанру
«бидзин-га», выработав к концу 1780-х годов свой особый, совершенно
самостоятельный почерк. Утамаро в изображении женщин своего времени
сумел выявить множество нюансов в характеристике человеческих эмоций.
Цветовой ритм его гравюр в сочетании с гибкой и пластичной линией
создает многообразную гамму настроений — печали и радости, тревоги и
безмятежности. Утамаро стал подлинным певцом женской красоты. С помощью
плавных, текучих линий, варьируя их фактуру и толщину, то обобщая
объем, то тонко подчеркивая детали, он создал образ красавицы с пышной
прической, изящной формой головы на удлиненной шее, мягким овалом лица,
приподнятыми черными бровями, маленьким алым ртом и гибкими движениями
тонких пальцев. Но созданные им типы отнюдь не однообразны, каждая из
его героинь — воплощение какого-либо качества. Весьма разнообразный в
своих выразительных приемах, он то удлиняет пропорции тел, то создает
модные простонародные женские типы, изображая сцены повседневного труда
"Женщины за шитьем" (середина 1790-х; Шелководство (первая половина
1790-х), показывая красоту крепкого обнаженного тела, по-новому
интерпретируя образы легендарных героинь японских мифов.
Куртизанка Осама из дома Абура. Ок. 1799
Особенности художественного языка Утамаро
наглядно проявляются в поясных и погрудных портретах серии «о-куби-э»
(большие головы), выполненных в сложной технике полихромной печати с
применением слюдяного порошка, дающего эффект серебристого мерцающего
фона. В изображении выработанного им идеала он прибегал к приемам,
подчеркивающим детали и каждый раз по-новому строил свои композиции.
Гравюра из серии «Дни и часы женщин». 1792—1793
Тени на бумаге, прозрачные сетчатые
ткани, закрывающие лицо, придавали его гравюрам новое, неожиданное
эмоциональное звучание; овальное зеркало, в котором отражается лицо его
модели, повернувшейся к зрителю спиной, выявляло красоту женского
облика. В своих портретах Утамаро создает идеализированный образ своих
современниц и в то же время передает живое ощущение жизни. В пределах
освоенного им идеала Утамаро стремился к выявлению различных по
характеру типов внешности, темперамента, привычек (серии — "Десять
женских характеров", нач. 1790-х; "Дни и часы женщин", 1792—1793).
Воссозданный Утамаро с помощью новых, сложных технических приемов
женский образ стал воплощением идеала женской красоты.
Гравюра из серии «Красивейшие женщины современности». 1794
|