Деятельность Тишбейна, как и многих его современников —
немецких мастеров эпохи неоклассицизма, была связана с Италией, где он
жил в Риме (1773—1781, 1783—1787) и Неаполе (1787—1798). В среде
работавших в Риме во второй половине XVIII века мастеров он был одним
из самых ревностных последователей эстетических идей И.Й. Винкельмана и
А.Р. Менгса. Как всех живописцев неоклассицизма, его влекла в Италию
возможность изучения великого античного наследия, сама атмосфера
«Великого города», ставшего в этот период центром европейской культуры.
Значительную роль Тишбейн играл и в среде просвещенных деятелей
европейского искусства в Неаполе, где в 1789 году стал президентом
неаполитанской Академии художеств.
Тишбейн учился у своего дяди И.Г. Тишбейна Старшего в
Касселе. В качестве пенсионера был в Париже, затем (с 1773 года) — в
Италии. Он был не только живописцем, но и высокопрофессиональным
рисовальщиком, создал много акварелей, сепий. Его привлекало
иллюстрирование и издание книг. В 1801—1804 годах с его рисунками были
выпущены два тома с изображением сюжетов из Илиады Гомера в
произведениях античности. Манера линейного рисунка, в которой они были
исполнены, была популярна среди мастеров европейского неоклассицизма
конца XVIII — начала XIX века. Во время работы в Неаполе Тишбейн
увлекся гравюрой, и им был издан каталог собрания античных
(«этрусских», как их тогда называли) ваз посланника Великобритании в
Королевстве Неаполя и Обеих Сицилий лорда Уильяма Гамильтона,
иллюстрированный гравюрами с собственных рисунков. Это издание, подобно
широко публиковавшимся в те годы специальным выпускам, посвященным
только что открытым памятникам Геркуланума, Помпеи, Стабии, стало
важнейшим источником знаний об античности на рубеже веков, настольной
книгой антикваров. Наделенный и литературным даром художник писал
статьи по вопросам искусства, был автором книги Из моей жизни.
Разностороннее дарование Тишбейна Младшего восхищало И.В. Гёте, с
которым они находились в дружеских отношениях. Немецкий поэт
опубликовал биографический очерк о художнике.
Гёте у окна своей римской квартиры на Корсо. 1787
Гёте в Римской Кампанье. 1786
В свою очередь Тишбейн, испытывавший
глубокое уважение в творчеству Гёте, создал много рисунков, посвященных
их совместному пребыванию в Риме и поездке в Неаполь в 1787 году.
Возможно (об этом не существует точных документальных сведений), вместе
они совершили путешествие на Везувий, делая зарисовки дымящегося
кратера, остатков лавы, окрестностей. Гёте тоже был прекрасным
рисовальщиком, и сохранились рисунки обоих, связанные с подобными
научными экспедициями, распространенными в те годы. В период пребывания
Гёте в Италии Тишбейн создал известное полотно «Гёте в Римской
Кампанье» (1786, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский художественный
институт).
Величественная фигура поэта, уподобленная скульптурному
рельефу, предстает на фоне широкой панорамы окрестностей Рима с руинами
храмов, деталями античной скульптуры и архитектуры. Находясь в
элегическом настроении, поэт словно обдумывает строки из Итальянского
путешествия. Этот портрет Тишбейна стал одним из ведущих произведений
эпохи неоклассицизма, поэтически раскрывающим колорит эпохи века
Просвещения.
Кисти Тишбейна принадлежит и портрет известного
немецкого поэта И.Я. Бодмера (1781, Цюрих, Кунстхалле). Внутренний мир
человека века просветительской мысли, придавшего искусству дух
свободного творчества, художник передал с присущим ему живописным
мастерством и проникновением в характер модели. О творческом
вдохновении, работе, приносящей прежде всего наслаждение, повествует
Автопортрет (1785, Веймар, Художественные собрания), на котором Тишбейн
изобразил себя за мольбертом в момент рождения замысла.
Леди Шарлотта Кемпбелл в виде Дианы. 1787—1798
Дух эпохи, прежде всего ценившей античный
идеал, передан в портретах Тишбейна, на которых модели представлены «в
образе», то есть уподоблены мифологическим персонажам. Леди Шарлотта
Кемпбелл, дочь известного английского мецената и коллекционера
полковника Кемпбелла, представлена в виде Дианы с ланью в идиллическом
пейзаже (1787—1798, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Портрет
был написан во время пребывания художника в Неаполе. В этот же период
был создан и портрет леди Эммы Гамильтон, супруги лорда У. Гамильтона,
часто позировавшей художникам и известной своей красотой (1788, Веймар,
Художественные собрания). Модели придан облик сивиллы; сочетание белого
и пастельного оттенков розового и серо-голубого в манере палитры
мастеров рококо, создают изысканно утонченную колористическую гамму
портрета.
Эмма Гамильтон, актерский талант которой
отмечал Гёте, позировала Тишбейну и для образа Ифигении в полотне
«Орест и Ифигения» (1788, частное собрание). Существует предположение,
что Оресту художник придал сходство с Гёте, что вполне вероятно, так
как полотно было создано на сюжет драмы Гёте «Ифигения в Тавриде». Для
полотен на мифологические и исторические сюжеты Тишбейн любил избирать
драматические сюжеты. История Ифигении, дочери царя Агамемнона и сестры
Ореста, привлекла его возможностью передать в типично
неоклассицистическом сюжете высокий трагизм ситуации. Спасенная
Артемидой в Авлиде и перенесенная богиней в Тавриду, Ифигения должна
была приносить в жертву всех чужестранцев. Орест, собиравшийся в
Тавриде похитить статую Артемиды, должен был погибнуть, но Ифигения,
спасая брата, бежала с ним в Грецию. Возможно, Тишбейн читал и трагедии
Еврипида, посвященные истории Ифигении; эта тема была популярна в
современной художнику музыке. Крупные, четко выписанные фигуры Ореста и
Ифигении уподоблена античным скульптурам, а композиция полотна восходит
к помпеянским росписям, которые являлись источником вдохновения для
многих мастеров неоклассицизма.
Брут находит имена своих сыновей в списке участников заговора, приговоренных к смерти. 1790-е
Драматический сюжет из античной истории
избирает художник и в полотне «Брут находит имена своих сыновей в
списке участников заговора, приговоренных к смерти» (Цюрих,
Кунстхалле). Изложенная Плутархом история Луция Юния Брута, боровшегося
против Тарквиния Гордого, закончившаяся изгнанием тирана,
соответствовала духу модных в конце XVIII столетия тираноборческих,
героических сюжетов. Композиция полотна с изображенными на одном уровне
фигурами персонажей напоминает неоклассицистический рельеф, в котором
всегда соблюдается античный принцип равноголовия (исокефалия). Четкому
абрису и скульптурной пластике фигур вторят сдержанные жесты и
благородные позы героев.
Тишбейна и в живописи привлекали темы из Илиады, ставшей
излюбленной книгой всех увлеченных античностью просвещенных людей
эпохи. Картины «Гнев Ахилла и Отбытие Брисеиды» (обе — 1776, Гамбург,
Кунстхалле) повествуют об истории Ахилла и его заложницы Брисеиды,
«златой Афродите подобной ликом». К этим сюжетам обращались многие
живописцы и скульпторы, как и Тишбейн, стремясь, не выходя за границы
стилистики неоклассицизма, передать глубокие чувства героев.
Конрадин Швабский и Фридрих Баденский в ожидании смертного приговора. 1784
По мотивам стихотворения И.Я. Бодмера
«Конрадин Швабский» (1771) было написано полотно Конрадин «Швабский и
Фридрих Баденский в ожидании смертного приговора» (1784, Гота,
Городской музей). Обращение к истории Средневековья характерно для
Тишбейна, отразившего в своем творчестве увлечение подобными сюжетами в
духе раннего немецкого романтизма. Взятые в плен захватившим Сицилию
Карлом Анжуйским, Конрадин и Фридрих были обезглавлены в Неаполе в 1268
году. Оба героя мужественно принимают известие о смертном приговоре.
Облику Конрадина приданы черты Аполлона Бельведерского, а судье,
читающему приговор, — римского императора Вителлия. Все персонажи
(кроме двух главных героев) изображены в античных одеяниях. Подобная
антикизация сюжета из истории Средневековья характерна для эпохи.
С 1800 года Тишбейн находился на службе у герцога
Ольденбургского, исполняя роль хранителя галереи его замка. В 1817—1820
годах им были исполнены сорок пять небольшого формата панно для
украшения замка. Идею их создания он вынашивал давно вместе с Гёте,
которому принадлежала программа украшения залов. Идиллические сюжеты
были навеяны поэзией швейцарского поэта С. Гесснера, сборник стихов
которого Идиллии был популярен в конце XVIII столетия. Изображенные
Тишбейном несущиеся в вакхической пляске нимфы и фавны, сценки в
пейзажах с фигурами трех граций, Вулкана и Венеры, Марса и Венеры,
отдыхающего семейства сатиров, Психеи, Авроры, парящих геркулановских
танцовщиц с гирляндами цветов написаны в мягких рокайльных тонах на
светлом фоне. Тема «Золотого века» античности раскрыта в пейзажах
«Идеальный пейзаж и Вид Тиволи» (Гамбург, Кунстхалле). Сидящие среди
пиний и кипарисов, на фоне окутанных дымкой гор и водопада
мифологические персонажи и животные олицетворяют царящую здесь идиллию.
Созданные в эпоху романтизма, полотна Ольденбургского цикла звучат как
поэтическое воспоминание об Италии, о мире классики.
Следуя общей тенденции в развитии стиля неоклассицизма,
искусство Тишбейна всегда несло в себе черты его разносторонней
одаренности и глубокой классической эрудиции. Все созданное им стало
высшим живописным достижением эпохи.
|