На
торгах "Кристис" послевоенным и современным искусством, которые прошли в
Нью-Йорке, сразу семь лотов были проданы по рекордным ценам. Общая
выручка составила более 300 миллионов долларов...
Энди Уорхол. "Автопортрет", 1963-1964 год. Холст, акрил. Christie's, $20-30 млн.
Марк Ротко. "Без названия N 17", 1961 год. Холст, масло. Christie's, эстимейт $18-22 млн
Автопортрет Энди Уорхола установил новый рекорд на произведения художника, - сообщают Экономические известия.
- Громкий успех очередного аукциона Christie’s продемонстрировал
стабильный спрос на выдающиеся работы, обладающие отменным провенансом,
причем за право приобретения их для своих коллекций в ходе распродажи
разгорелась настоящая война ставок.
В общей сложности своих
новых владельцев нашли 95% выставленных на продажу лотов. «Более чем
успешные результаты сегодняшних торгов являются наглядным примером того,
что когда дело касается произведений искусства высочайшего класса,
рынок демонстрирует потрясающую мощь и энергию,— заявил Бретт Горви,
вице-президент и глава международного департамента послевоенного и
современного искусства Christie’s.— Мы продолжаем оставаться мировым
лидером в отношении работ Энди Уорхола, а общая выручка от продажи его
работ только в рамках этого аукциона составила $90,9 млн.». Как
подчеркнул господин Горви, ныне установлен и новый ценовой рекорд на
отдельное произведение идола поп-арта. Топ-лот — автопортрет художника,
выполненный им в 1963-1964 гг., продали за $38,4 млн. Эта работа была
продана после ожесточенной 16-минутной борьбы между покупателями,
находившимися в зале, и участниками, делавшими ставки по телефону.
Впечатляющих
результатов добился абстрактно-экспрессионистический шедевр Марка Ротко
«Без названия №17» 1961 г., проданный за $33,6 млн., а также
автопортрет Энди Уорхола 1986 г., на котором он в качестве ярко-красного
пятна на черном фоне изображен в своем знаменитом парике. Портрет ушел с
молотка за $27,5 млн.
Всего же в ходе аукциона новые ценовые
рекорды были установлены по итогам продажи семи произведений, включая
полотно Эдвина Паркера «Сая» Туомбли «Без названия» 1967 г. ($15,2
млн.). Этот американский художник, родившийся в 1928 г., в Украине не
столь известен, как, к примеру, Уорхол или Ротко. Выглядит странновато,
но «Сай», это своеобразное прозвище в мире искусства художник скопировал
с клички отцовской собаки. Туомбли писал своеобразные знаковые
«ландшафты» из беглых значков-каракулей, цифр и отдельных слов либо их
фрагментов, а после поездок по античным местам Италии стал включать в
свои картины мифологические реминисценции.
Еще одну сенсацию
принесла продажа громадной скульптуры Урса Фишера «Без названия», или
«Лампа/Медведь». Собственно, накануне торгов организаторы и не скрывали,
что собираются выручить за 15-тонного медведя большие деньги, хотя
достигнутый уровень в $6,8 млн., безусловно, впечатляет. Кстати, шведа
Урса Фишера уже успели окрестить Джеффом Кунсом своего поколения.
Мощно
отметилась картина Ричарда Дибенкорна «Ocean Park №121» 1980 г.,
рекордно проданная за $7,7 млн. По цветовой гамме и композиции своих
работ этот американский художник был близок к таким абстракционистам,
как Клиффорд Стилл и Марк Ротко. Но вот в 1950-х гг. Дибенкорн стал
отдаляться от такой стилистики, развивая свою изобразительную методику.
Он применяет драматические формы, используя яркие цвета абстрактного
экспрессионизма в широком диапазоне узнаваемых тем. Это и пейзажи, и
портреты, а также интерьеры и натюрморты.
Об успехе работы немца
Ансельма Кифера «Неизвестному художнику» 1983 г., проданной на
Christie’s за сравнительно скромные $3,5 млн., все же стоит рассказать
особо. Дело в том, что Кифер, родившийся 8 марта 1945 г.,— это
действительно незаурядная личность, чье творчество еще далеко не сказало
своего последнего слова на мировом арт-рынке. «Известность пришла к
Ансельму Киферу, когда в Западной Германии в 1969 г. увидел свет его
цикл фотографий «Оккупации», запечатлевших автора в различных уголках
Франции, Италии и Швейцарии, с рукой, вскинутой в гитлеровском
приветствии,— рассказывает искусствовед Марина Щербенко, хозяйка одной
из лучших в Киеве художественных галерей «Боттега».— Лейтмотивом
творчества Кифера стало разрушительное влияние прошлого на настоящее:
критическая полемика с официальной германской историографией и тесная
связь искусства и политики. Его «живопись выжженной земли» стала родом
знахарской терапии, врачующей и немецкое искусство, скомпрометированное
верной службой нацистской идеологии». По словам Марины Щербенко, на пути
своих духовных исканий Кифер использует наиболее общие и глубинные
символы немецкого духа, начиная от Нибелунгов до Гитлера, мифы о великой
миссии германского народа, особом пути Германии, великом вожде и т.п., а
его творчество и поныне вызывает широкие общественные дискуссии. В
своих работах 1970-х и 1980-х гг. Кифер смешивал краску с землей и
пеплом, вводил элементы из дерева и металла, создавая монументальные,
грубо-фактурные живописные полотна и рельефы, как, например, в «Могиле
Алариха» 1975 г. Порой художник вводил в свои работы портреты знаменитых
немцев, используя приемы гравюры на дереве и коллажа (цикл «Дороги
мировой мудрости» 1976-1977 гг.). Его «книги художника» тех лет,
представляющие собой толстые альбомы с фотографиями, наклеенными на
бумагу и затем обработанными кислотой и огнем, выразили ту же символику
истории как беспросветно-черной руины.
Статистика успеха
прошедших в Нью-Йорке торгов отразилась в красноречивых фактах. В общей
сложности два лота были проданы за суммы свыше $30 млн., четыре лота
превысили отметку в $20 млн., пять лотов нашли своих покупателей за
суммы более чем $10 млн., цена молотка 14 лотов превзошла отметку в $5
млн. Целых 52 лота были проданы дороже чем за $1 млн. Среди покупателей
61% представляли клиенты из США, 23% — из стран Европы, 3% — из стран
Азии, и 13% — из других