В рамках биеннале открываются не только выставки, но и арт-пространства
С одной стороны — развалины дома, с другой — сияют
кремлевские звезды! Это не кадр из фантастического блокбастера, а вид с
шестого этажа нового арт-центра “Ветошный”, который открылся за ГУМом.
Когда-то в историческом здании, построенном в конце XIX века, были
торговые ряды, а позже издательство одной московской газеты. Теперь же арт-пространство стартует выставкой “Азбука систематизма” художников Андрея Верещагина и Дмитрия Гаева-Орлова.
— Идея сделать арт-центр родилась внезапно, буквально за два месяца,
— рассказывает Ямпольский. Рождения новых галерей можно ожидать в
ближайшие несколько месяцев. Кстати, Антон Ямпольский — весьма
интересная фигура.
Закончил Московский институт современного искусства. Но стал известен
отнюдь не на арт-сцене: был участником четвертой “Фабрики звезд”.
Теперь же, видимо, решил вернуться в искусство.
И начал с выставки Верещагина и Гаева-Орлова. Художники уверены, что
открывают нечто новое в искусстве, под названием “систематизм”.
— Ассоциативное мышление — главное в систематизме, — рассказывает
Дмитрий Гаев-Орлов. — Иногда кажется, что художники сумасшедшие. Но
именно эти люди позволяли нам заглянуть за горизонты, увидеть мир
по-новому.
Пока, правда, сами художники показывают не так много нового.
Выставка под названием “Азбука систематизма” повторяет экспозицию,
показанную ими больше года назад в ГЦСИ. Хотя появились и новые работы.
Пожалуй, самое интересное на выставке — попытка систематизации
развития авангардизма, абстракционизма и минимализма. Небольшие
черно-белые репродукции картин известных мастеров этих направлений, по
задумке, должны помочь зрителю увидеть истоки и художественные связи в
творчестве отцов-основателей. В каждой репродукции по девять работ
маститых художников. Правда, пока попытка осталась непонятой зрителями.
Большинство работ, заполнивших зал арт-центра, потрясают больше
размерами, чем идеей и техникой. То новое слово в искусстве, которое
якобы несут миру художники, даже неискушенному зрителю может напомнить
дизайнерское оформление. Яркие, блестящие рельефы несложно найти в
какой-нибудь свежеотремонтированной квартирке.
Возможно, не все безнадежно. Проект авторов “Мироздание” — это идея
создания необычного музея. Земной шар авторы предлагают вывернуть
наизнанку. То есть зритель, заходя в воображаемый музей, мог бы увидеть
всю карту Земли изнутри, как бы оказаться в ее ядре. Однако вряд ли эта
задумка может быть воплощена в жизнь. Но мечтать художникам не
запретишь.
Пожалуй, если б не металлические конструкции
признанного мастера Вячеслава Колейчука, проект окончательно провалился
бы. На подвешенных скульптурах каждый зритель мог поиграть с помощью
специального молоточка.
|